Здравпортал

ПАМЯТКА
о мерах противодействия терроризму

Внимательнее присматривайтесь к окружающим людям, обращайте внимание на незнакомых лиц, замеченных вами в подъезде, на чердаке или в подвале вашего дома, бесхозные автомобили, припаркованные в непосредственной близости от жилых зданий.

Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу или просто подозрительный свёрток), не подходите близко к нему.

Позовите находящихся поблизости людей, попросите немедленно сообщить о находке в полицию.

Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.

Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства.

Немедленно сообщите об этом водителю. Не открывайте их, не трогайте руками. Предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.

Обо всех подозрительных находках или лицах незамедлительно сообщайте в полицию по телефону 102, 200-911,02

 Практические меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений

Комплекс организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений

Общие положения. Учреждение является объектом повышенной опасности в связи с присутствием людей на ограниченной территории.

С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в процесс учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.

Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:
инструктаж работников учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
проведение осмотров территории и помещений;
организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию учреждения;
организацию пропускного режима;
организацию уборки территории и помещений учреждения;
информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы учреждения с дежурной частью УВД;
плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

Руководитель учреждения является ответственным за состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Он координирует противодействие подразделений учреждения террористическим проявлениям, организует взаимодействие с территориальными органами МВД и ФСБ. Функции постоянно действующего органа управления в сфере антитеррористической деятельности выполняет антитеррористическая комиссия учреждения.

Антитеррористическая комиссия учреждения назначается приказом руководителя учреждения. В состав комиссии включаются: заместитель директора по ГОЧС (председатель комиссии), начальник штаба гражданской обороны, зам. по АХЧ, специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя учреждения. Один из членов комиссии назначается секретарем комиссии и отвечает за ведение документации комиссии.

Работа антитеррористической комиссии осуществляется на основании Положения об антитеррористической комиссии учреждения, которое утверждается руководителями учреждения и определяет функции и задачи комиссии.

Антитеррористическая комиссия разрабатывает планы: работы антитеррористической комиссии, совместных с УВД организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений, проведения инструктажей и тренировок в сфере антитеррористической деятельности, другую планирующую и организационно-распорядительную документацию, контролирует выполнение организационно-профилактических мероприятий, выявляет нарушения в антитеррористической защищенности учреждения, проводит разъяснительную работу среди работников учреждения в сфере антитеррористической деятельности и готовит отчеты о проделанной работе.

Антитеррористическая комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал. Заседание комиссии оформляется протоколом. Комиссия по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал, совместно с территориальными органами УВД, ФСБ, охраны проводит полное детальное обследование антитеррористической защищенности учреждения, оформляя результат актом.

Инструктаж работников учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям. Инструктаж проводится по следующей тематике:
Действия работников и должностных лиц учреждения при получении сообщения о подготовке или совершении террористического акта, обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов на территории или в помещениях учреждения.
Проведение мероприятий по эвакуации людей.
Порядок доклада должностных лиц учреждения о происшествиях террористического характера.
О мерах личной безопасности при проведении мероприятий в сфере антитеррористической деятельности.
Порядок ликвидации последствий террористических воздействий.
Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду.

Инструктаж проводится членами антитеррористической комиссии учреждения совместно с территориальным органом УВД и охраной по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

При инвентаризации выполняются также основные мероприятия из представленного выше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений.

Инвентаризация основных и запасных входов-выходов. Для сосредоточения сил образовательного учреждения, территориальных органов УВД, охраны на контроль за несанкционированным проникновением посторонних лиц на территорию в служебные, технические помещения, корпуса, проводится инвентаризация основных и запасных входов-выходов учреждения.

Инвентаризация проводится антитеррористической комиссией учреждения совместно с территориальными органами УВД и охраны по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

При инвентаризации обследуются все входы-выходы с целью определения минимального количества открытых входов-выходов, обеспечивающих бесперебойную работу и контроль доступа посторонних лиц.

По результатам инвентаризации составляется акт, который утверждается руководителем. Остальные входы-выходы закрываются и опечатываются (пломбируются). Ключи от закрытых входов-выходов находятся в опечатанном виде у дежурных служб, определенных приказом руководителя, на случай эвакуации и чрезвычайных ситуаций.

Проведение осмотров территории и помещений. Проведение осмотров территории и помещений учреждения осуществляется в целях:
обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов и лиц;
недопущения проникновения посторонних лиц в служебные помещения, на территорию, к системам жизнеобеспечения;
недопущения несанкционированного въезда автотомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий.

Осмотры проводятся либо только должностными лицами учреждения, либо совместно с территориальными органами УВД и охраны.

Для организации осмотров приказом руководителя территория или отдельные участки, помещения, в том числе подвальные, чердачные, малоиспользуемые и т.д., системы жизнеобеспечения учреждения закрепляются за должностными лицами, эксплуатирующими их или в чьем ведении они находятся.

Должностные лица, за которыми закреплена территория, помещения, проводят осмотр ежедневно. Результат осмотра фиксируется в Журнале проведения осмотров, находящемся у должностного лица, за которым закреплены территория и помещения учреждения.

Осмотры территории и помещений сотрудниками охраны проводятся с периодичностью, указанной в табеле постам, и их результаты фиксируются в постовой ведомости. Выявленные нарушения немедленно докладываются в дежурную диспетчерскую службу.

В журналах проведения осмотров указываются: конкретные проверенные участки территории или помещения, кто проводил осмотр и его роспись, в какое время проводился осмотр, выявленные недостатки и какие меры приняты для их устранения.

Организация контролируемого въезда автотранспорта на территорию учреждения. Для недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию учреждения организуется создание на путях въезда контрольно-пропускных пунктов (КПП), обслуживаемых охраной учреждения, обеспечивающих пропуск автотранспорта на основании разрешительной документации и контроль за его размещением на территории учреждения.

Разрешительная документация на право въезда автотранспорта на территорию учреждения (пропуска, списки, заявки и т.д.) и инструкции для контролеров КПП разрабатываются антитеррористической комиссией учреждения и утверждаются руководителем учреждения.

Организация пропускного режима. Пропускной режим организуется для недопущения проникновения посторонних лиц на территорию, в служебные, учебные помещения, общежития, к системам жизнеобеспечения образовательного учреждения.

Пропускной режим обеспечивается:
организацией постов охраны по проверке разрешительных документов на право входа (пропусков, служебных удостоверений и т.д.);
установкой технических средств защиты (решеток, замков, кодовых замков, домофонов и т.д.);
специальным контролем всех служебных и технических входов в здание учреждения.

Организация уборки территории и помещений учреждения. Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей.

Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей.

Урны и мусоросборные контейнеры устанавливаются на видных местах и опорожняются по мере заполнения.

Информационное обеспечение в области антитеррористической деятельности. Под информационным обеспечением понимается звуковая и наглядная информация работников учреждения о порядке их действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эвакуации людей.

Звуковая информация передается по громкоговорящей связи дикторской или диспетчерской службой учреждения для всех категорий информируемых и по телефону дежурной службой учреждения для оповещения руководителей подразделений и других должностных лиц учреждения, находящихся вне зоны досягаемости громкоговорящей связи.

Звуковая информация состоит:
из предупредительных объявлений, которые передаются только по громкоговорящей связи;
объявлений о проведении мероприятий по эвакуации для всех категорий информируемых, которые передаются по громкоговорящей связи и телефону.

Наглядная информация — памятки для работников учреждения по антитеррористической деятельности, которые должны быть на рабочих местах, и стенды «Внимание: терроризм» в местах с массовым пребыванием людей.

Проверка работоспособности телефонной связи дежурной службы учреждения с дежурной частью УВД. Дежурная служба учреждения проверяет работоспособность прямой телефонной связи с дежурной частью УВД, а также всех телефонов с АОН. Результат проверки фиксируется в Журнале проведения осмотров территории и помещений учреждения.

В случае выявления нарушений в работоспособности средств связи дежурная служба учреждения немедленно докладывает руководителю учреждения для принятия мер к их устранению.

Плановые проверки работоспособности технических средств защиты. Проверку работоспособности технических средств защиты (механических, кодовых, электронных замков) выполняют должностные лица учреждения при плановых осмотрах территории и помещений. Результат проверки фиксируется в Журнале проведения осмотров.

О выявленных нарушениях в работоспособности технических средств защиты должностные лица докладывают руководителю учреждения для принятия мер к их устранению.

Проведение тренировок по антитеррористической деятельности.

Тренировки в сфере антитеррористической деятельности являются итоговым этапом комплекса организационно-профилактических мероприятий по противодействию террористическим проявлениям на предприятии.

В ходе тренировок проверяются и отрабатываются практические действия сотрудников и должностных лиц:
по организации осмотров территории и помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;
действиям при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;
организации взаимодействия с территориальными органами УВД, охраны при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании учреждения;
организации оповещения;
организации эвакуации персонала.

В соответствии с этими мероприятиями проводятся следующие тренировки по действиям:
при получении сообщения о минировании учреждения;
обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов;
эвакуации людей.

Тренировки проводятся как независимо одна от другой, так и комплексно. При комплексной тренировке объединяется проведение тренировки 1 или 2 с тренировкой 3.

К тренировкам 1, 2 и комплексным привлекается весь личный состав учреждения.

Тренировки 1 — 3 проводятся из расчета по одной в год с каждым подразделением учреждения.

Комплексные тренировки проводятся из расчета по одной в год для всего учреждения.

Тренировки проводятся самостоятельно или совместно с территориальными органами УВД.

Антитеррористическая комиссия учреждения разрабатывает план проведения тренировок и учебно-методические руководства по проведению тренировок, согласуя их при необходимости с территориальными органами УВД, и утверждает у руководителя учреждения.

Руководство всеми тренировками возлагается на председателя антитеррористической комиссии  учреждения, комплексными — на руководителя учреждения. Результаты тренировки отражаются в приказе «Об итогах проведения объектовой тренировки», по материалам которого с участвовавшими в ней работниками и должностными лицами учреждения проводится разбор их действий.

Инвентаризация помещений, сдаваемых в аренду. Она проводится антитеррористической комиссией учреждения совместно с территориальными органами УВД и охраной учреждения по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. При инвентаризации проводятся также основные мероприятия из представленного выше комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению террористических проявлений.

Организация работы учреждения при обнаружении бесхозных вещей или предметов, при получении сообщений о минировании и при эвакуации людей.

Общие положения. Минирование территории учреждения — наиболее вероятное проявление террористической деятельности.

Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов или о минировании учреждения рассматривается как реальная угроза жизни людей, находящихся на предприятии.

Решение об эвакуации людей с территории объекта и ее степени принимается исключительно руководством территориальных органов УВД по результатам объективной оценки сведений об обнаруженных бесхозных вещах, подозрительных предметах. О минировании учреждения сообщается через дежурную часть УВД в дежурную диспетчерскую службу учреждения.

Кроме этого дежурная часть УВД обязана передавать в дежурную диспетчерскую службу учреждения полную информацию о минировании учреждения, поступившую из централизованных источников — пульт «02» и др., а также о принимаемых по этим фактам мерах (вызов кинолога, саперов и т.д.), по фактам обнаружения бесхозных вещей или подозрительных предметов и об окончании выполнения этих мероприятий. Выполнение мероприятий по эвакуации обеспечивается совместными действиями сотрудников территориальных органов УВД, охраны, должностных лиц и работников учреждения.

Руководитель учреждения и дежурная служба перемещаются в район сбора эвакуируемых, оповещают об этом дежурную часть УВД, должностных лиц учреждения и продолжают выполнять свои функциональные обязанности, используя мобильную связь, рации или посыльных из числа эвакуированных работников учреждения.

Степени эвакуации в зависимости от нарастания обстановки могут вводиться последовательно или независимо.

При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:
касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;
заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;
пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;
оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на обнаруженный предмет.

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, м:

Тротиловая шашка 20 г 45
Тротиловая шашка 400 г 55
Граната РГД-5 30
Граната Ф-1. 200
Мина МОН-50 85
Сумка (кейс). 230
Дорожный чемодан. 350
Автомобиль типа ВАЗ 450
Автомобиль типа «Волга» 580
Микроавтобус 920
Грузовой автомобиль 1250

Для заблаговременной подготовки к возможному проведению эвакуации людей приказом руководителя учреждения определяются:
лица, ответственные в рабочее и нерабочее время за организацию эвакуации людей с определенных участков территории и из помещений, за организацию оцепления, его состав; состав эвакуируемых и районы их сбора, расположенные на безопасном удалении от периметра учреждения; порядок связи с районами сбора;
порядок оповещения ответственных за эвакуацию и выставление оцепления.

Обязанности руководителя учреждения в нерабочее время выполняет дежурный диспетчер учреждения.

Руководитель учреждения информируется и вызывается в любое время при обнаружении взрывного устройства на территории.

Руководители подразделений в нерабочее время вызываются по решению руководителя учреждения.

Действия должностных лиц и работников при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов.

Любой работник учреждения при обнаружении или получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан:
незамедлительно уточнить место их нахождения;
соблюдая меры предосторожности, организовать, по возможности, их ограждение;
сообщить о находке в дежурную диспетчерскую службу учреждения лично или по телефону;
далее действовать по указанию дежурной диспетчерской службы.

Дежурная диспетчерская служба учреждения. Дежурный диспетчер учреждения при получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан:
уточнить место обнаружения находки;
сообщить о находке руководителю учреждения или лицу, его замещающему;
при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации;
в нерабочее время выполнять обязанности руководителя учреждения.

Руководитель учреждения. При получении сообщения об обнаружении бесхозных вещей или подозрительных предметов обязан:
находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством УВД и дежурной службой учреждения;
при принятии руководством УВД решения об эвакуации людей координировать действия подразделений учреждения по эвакуации людей.

Действия должностных лиц и работников учреждения при получении сообщений о минировании учреждения.

Любой работник учреждения при получении сообщения о минировании учреждения обязан:
по возможности наиболее полно и точно выяснить данные о времени и месте заложенного взрывного устройства, его внешних признаках, порядке и времени срабатывания;
постараться установить внешние данные, особые приметы или паспортные данные заявителя;
немедленно сообщить все полученные сведения в дежурную диспетчерскую службу учреждения лично или по телефону;  
далее действовать по ее указанию.

Дежурная диспетчерская служба. Дежурный диспетчер учреждения при получении сообщения о минировании учреждения обязан:
сообщить о минирований руководителю учреждения или лицу, его замещающему;
немедленно сообщить все сведения в дежурную часть УВД;
оповестить о минировании учреждения территориальный орган МЧС;
далее поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД;
при поступлении из дежурной части УВД указания на эвакуацию людей уточнить степень эвакуации и далее действовать по организации эвакуации людей;
в нерабочее время выполнять обязанности руководителя учреждения.

Руководитель. Получив сообщения о минировании учреждения, руководитель обязан:
сообщить о минировании учреждения в УВД;
находиться на своем рабочем месте и поддерживать постоянную связь с руководством УВД и дежурной службой учреждения;
при принятии руководством У В Д решения на эвакуацию людей координировать действия подразделений учреждения по эвакуации людей.

Действия должностных лиц и работников при поступлении решения на эвакуацию людей. Сотрудники. Любой сотрудник учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан немедленно прекратить работу, передать сообщение в соседние помещения, отключить от электросети все электрооборудование, закрыть форточки, закрыть и опечатать, при необходимости, помещение и убыть в установленный район сбора.

Дежурная служба учреждения. Дежурный диспетчер учреждения при проведении эвакуации обязан:
при получении по телефону сообщения об эвакуации позвонить в дежурную часть УВД и уточнить причину эвакуации, ее степень, зону эвакуации, зону выставления оцепления, кто передал сообщение;
доложить руководителю учреждения или лицу, его замещающему, о поступлении решения на эвакуацию людей;
дать указание на узел громкоговорящей связи учреждения о передаче объявлений о закрытии учреждения;
принимать доклады от ответственных по эвакуации и выставлению оцепления о ходе выполнения мероприятий;
постоянно находиться на связи с руководителем учреждения и докладывать ему о ходе выполнения мероприятий;
при получении из дежурной части УВД сообщения об окончании мероприятий по эвакуации доложить руководителю учреждения и после его разрешения дать указание на оповещение об открытии учреждения;
получить в дежурной части УВД копию акта о проведенных мероприятиях.

Лица, ответственные за эвакуацию. Ответственные за эвакуацию при получении сообщения об эвакуации обязаны:
немедленно провести на закрепленных за ними участках территории и помещениях учреждения оповещение людей, используя любые способы передачи информации (средства связи, голос и т.д.);
обойти все закрепленные участки территории и помещения и убедиться, что все люди оповещены, приступили к эвакуации и убыть в район сбора;
в районе сбора провести регистрацию эвакуированных и доложить о выполнении эвакуации в дежурную диспетчерскую службу учреждения и далее выполнять ее указания;
при получении из дежурной диспетчерской службы учреждения информации об окончании мероприятий по эвакуации оповестить об этом эвакуированных и обеспечить их организованное возвращение на рабочие места.

Лица, ответственные за выставление оцепления. Ответственные за выставление оцепления при получении сообщения об эвакуации обязаны:
немедленно провести оповещение людей, участвующих в оцеплении, и убыть к месту выставления оцепления;
расставить работников, участвующих в оцеплении, и по окончании выставления оцепления доложить в дежурную диспетчерскую службу и далее действовать по ее указанию;
при получении из дежурной службы информации об окончании мероприятия по эвакуации, снять оцепление и организованно вернуться на рабочие места.

Лица, ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения. Ответственные за отключение от энерго- и газоснабжения учреждения при получении сообщения об эвакуации обязаны:
связаться с дежурной службой учреждения и уточнить степень эвакуации, эвакуируемую зону;
определить возможность отключения зданий в эвакуируемой зоне от энерго- и газоснабжения, доложить об этом в дежурную службу учреждения и убыть к местам отключения;
по команде дежурной диспетчерской службы учреждения отключить энерго- и газоснабжение, убыть в установленный район сбора и находиться на постоянной связи с дежурной службой учреждения;
при окончании мероприятий по эвакуации по команде дежурной службы восстановить энерго- и газоснабжение учреждения и доложить об этом в дежурную диспетчерскую службу.

Руководитель. Руководитель учреждения при получении сообщения об эвакуации обязан:
уточнить степень эвакуации и эвакуируемую зону;
поддерживать постоянную связь с дежурной частью УВД и дежурной службой учреждения, информируя их о всех своих перемещениях и порядке связи; координировать действия подразделений учреждения по эвакуации людей;
при получении информации об окончании мероприятий по эвакуации дать указание на оповещение об открытии объекта.

Памятка руководителю  учреждения по мерам антитеррористической и противодиверсионной защиты сотрудников.

В целях реализации неотложных мер по усилению бдительности, обеспечению безопасности жизни и здоровья сотрудников учреждений руководитель учреждения обязан:
Изучить руководящие документы по предупреждению диверсионно-террористических актов (Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 № 1040, настоящую памятку).
Взять под личный контроль организацию антитеррористической и противодиверсионной защиты учреждения, развернуть разъяснительную работу среди сотрудников, направленную на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Совместно с представителями исполнительной и законодательной власти с привлечением средств массовой информации провести комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по повышению бдительности, направленной на обеспечение безопасности.
Постоянно поддерживать оперативное взаимодействие с местными органами ФСБ РФ, МВД РФ, прокуратуры, военными комиссариатами и военным командованием.
Ужесточить режим допуска граждан и автотранспорта на контролируемую территорию, исключить бесконтрольное пребывание на территории посторонних лиц.
Исключить возможность нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на контролируемой территории.
Усилить охрану учреждения, в случае отсутствия охраны организовать дежурство персонала.
Не допускать к ведению ремонтных работ рабочих, не имеющих постоянной или временной регистрации.
Обеспечить надежный круглосуточный контроль за вносимыми (ввозимыми) на территорию учреждения грузами и предметами ручной клади, своевременный вывоз твердых бытовых отходов.
Ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков, подсобных помещений, держать их закрытыми на замок и опечатанными, а также проверять состояние решеток и ограждений.
С началом и окончанием работы входные двери держать в закрытом состоянии.
Контролировать освещенность территории учреждения в темное время суток.
Проверять наличие и исправность средств пожаротушения, тренировать внештатные пожарные расчеты.
Систематически корректировать схему оповещения сотрудников учреждения.
Иметь в учреждении план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Обеспечить предупредительный контроль мест массового скопления людей: помещений, где будут проводиться занятия, совещания, собрания, культурно-массовые мероприятия.
Знать телефоны местных отделов ФСБ, МВД, прокуратуры, военного комиссариата, противопожарной службы, скорой медицинской помощи и аварийной бригады.
О случаях вскрытия предпосылок к возможным террористическим актам, чрезвычайных происшествий немедленно докладывать в местные органы правопорядка.

Памятка безопасности от АЧС

АЧС, африканская лихорадка, болезнь Монтгомери — контагиозное вирусное заболевание домашних и диких свиней всех пород и возрастов.
Для человека АЧС опасности не представляет, а для свиноводства последствия могут быть катастрофическими — поголовная гибель свиней.
Источник возбудителя инфекции — больные и переболевшие животные. Фактором передачи вируса служат корма, подстилка, навоз, транспортные средства, загрязненные выделениями больных животных, продуктами убоя свиней и др.
Механическими переносчиками вируса могут быть хищные птицы, домашние и дикие животные, грызуны, насекомые-паразиты (некоторые виды клещей, мухи, вши), бывшие в контакте с больными и павшими свиньями.
Заражение происходит респираторным путем через слизистые оболочки, поврежденную кожу. Вирус очень устойчив во внешней среде: при комнатной температуре сохраняется до 3 месяцев, в замороженном мясе — от 2 до 4 месяцев.
ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Инкубационный период заболевания продолжается 2—6 суток, болезнь протекает молниеносно, остро и реже хронически.
В первом случае животные гибнут внезапно, без выраженных патологоанатомических признаков. У них резко повышается температура тела, учащается пульс и дыхание.
Во втором — также повышается температура тела до 42,5°С, отмечается лихорадка, животные угнетены, одышка, кашель, появляются приступы рвоты, нервные расстройства (судороги, паралич конечностей). Наблюдаются серозные или серозно-гнойные выделения из носа и глаз.
На коже живота, у основания ушей, конечностей, промежности возникают различных размеров и форм геморрагические участки (резко выражен цианоз кожи). Супоросные свиноматки, как правило, абортируют. Длительность болезни 4—10 дней и обычно заканчивается летально.
В третьем — форма, осложненная секундарной микрофлорой, преимущественно у взрослых свиней, протекает с теми же симптомами, что и острое, но их развитие и проявление длительное и слабее выражено. В течение 6—8 дней удерживается высокая температура.
У большинства свиней наблюдаются признаки пневмонии, плеврит, перикардит, истощение. Через 15—25 дней больные погибают, а у выживших животных болезнь приобретает хроническое течение или вирусоносительство.
ПРОФИЛАКТИКА И МЕРЫ БОРЬБЫ
Эффективных средств профилактики африканской чумы свиней не разработано, лечение не предусмотрено. В случае возникновения очага инфекции всех находящихся в нем свиней уничтожают бескровным методом, с последующим сжиганием.
На неблагополучное по АЧС хозяйство или населенный пункт накладывают КАРАНТИН. Ввоз на ферму новых свиней допускается только через год после ликвидации болезни.